Внеурочная деятельность Печать
Добавил(а) Administrator   
18.03.11 10:14

Внеурочная деятельность

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.  Обязательное введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования начинается во всех первых классах образовательных учреждений с 01 сентября 2011г.

С целью подготовки организованного перехода на новые федеральные образовательные стандарты начального образования в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» утверждён перечень пилотных площадок Свердловской области, участвующих в апробации федеральных государственных образовательных стандартов начального образования в 2010 году. В этом списке и школа № 10 нашего города.

Цель работы пилотных площадок в 2010-2011 учебном году – отработка механизма внедрения ФГОС перед массовым переходом на новые образовательные стандарты с сентября 2011 года.

В 2010-2011 учебном году в «пилотном режиме» работают четыре педагога начальных классов МОУ «Школа № 10», это Нефедова С.А., Городова Е.В., Спирина С.А., Сидоркина М.Е. Все они прошли повышение квалификации по теме «Введение и реализация федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования» на базе Института развития образования Свердловской области.

Предметом пристального внимания в процессе деятельности нашей школы в качестве пилотной площадки является разработка, утверждение и реализация основной образовательной программы начального общего образования. Новыми стандартами определены требования к ее структуре, к результатам освоения и требования к условиям реализации.
Педагогам предстоит также определить и отработать оптимальную для реализации модель организации внеурочной деятельности обучающихся, что является новым в рамках федеральных государственных стандартов второго поколения.

Заканчивается шестой месяц нашей деятельности по реализации новых стандартов. Первый опыт показывает заинтересованность педагогов, родителей и детей в тех изменениях, которые приходят в школу в связи с внедрением новых образовательных стандартов.

Важным требованием к обеспечению условий введения ФГОС НОО в школе является создание информационной образовательной среды. Все кабинеты для первоклассников оснащены компьютерами, мультимедийными установками, множительной техникой, обеспечен выход в Интернет. В каждом классе есть игровые уголки. Учебные занятия в 1 классе начинаются в 8.30, Продолжительность урока - 35 минут. Между учебными занятиями предусмотрена динамическая пауза, во время которой дети играют на свежем воздухе. Все учащиеся начальной школы получают двухразовое горячее питание. Для первоклассников работают группы продленного дня. На занятиях и в первой, и во второй половине дня ведётся работа по профилактике переутомления учащихся. Не только педагогами, ведущими уроки и внеурочные занятия, но и медработником школы осуществляется контроль и корректирование функционального состояния ребёнка. Во второй половине дня дети не проявляют признаков переутомления, активны, с удовольствием занимаются  творческими видами деятельности.

Введение часов на внеурочную деятельность учащихся (главное достоинство новых стандартов) увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Благодаря содействию Управления образованием мы начали сотрудничество с Центром развития молодежи. Педагоги центра пришли в школу и профессионально занимаются с детьми ритмикой и художественным творчеством.

В соответствии с требованиями стандарта, внеурочная деятельность в нашей школе организована по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное – утренняя зарядка, физкультминутки на уроках, школьные спортивные соревнования, Дни Здоровья, семейные спортивные праздники, часы активного отдыха; художественно-эстетическое – занятия ритмикой, хоровым и ансамблевым пением, культпоходы в театры, музеи, праздники на уровне класса и школы, школьные фестивали искусств; научно-познавательное – занятия по авторским программам учителей школы: «Я и мое здоровье», «Мир информатики», «Тропинка к своему Я», «Умники и умницы», школьные акции познавательной направленности (олимпиады, интеллектуальные марафоны, игры, викторины); общественно-полезное - занятия в кружке «Умелые руки», посильная работа в рамках школьного проекта «Пусть радует нас школьный двор и класс » (выращивание рассады, организация дежурства в классе); военно-патриотическое – игра «Вираж», уроки в школьном музее, этические беседы. В рамках всех направлений предусмотрено создание индивидуальных и коллективных проектов с участием наиболее заинтересованных родителей. Практически все родители первоклассников поменяли расписание занятий своих детей в учреждениях дополнительного образования, художественной, музыкальной и спортивной школах, обеспечивая своим детям возможность для занятий внеурочной деятельностью.

Помимо учебного кабинета,  активно используются игровые уголки, спортзал, компьютерные классы, актовый зал, библиотечно-информационный центр.

В школе созданы условия для реализации программы духовно-нравственного развития учащихся, являющейся важной составляющей основной образовательной программы начальной школы. В осуществлении духовно-нравственного воспитания и развития ребенка ведущая роль принадлежит школе при активном и согласованном участии семьи. Наши первоклассники были участниками школьного проекта «Семейная открытка толерантности», общешкольного праздника «День рождения школы» и др.

В настоящее время в соответствии с требованиями стандарта в школе разрабатывается система работы с одарёнными детьми, система коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с часто болеющими учениками, с учениками, требующими индивидуального подхода по преодолению причин неуспешности, реализовать которые можно в рамках работы группы продлённого дня и внеурочной деятельности.

Первые месяцы апробации условий введения ФГОС второго поколения позволяют сделать вывод о том, что такого рода реформирование системы работы образовательного учреждения, по мнению родителей и педагогов давно назрело. Родители положительно относятся к нововведениям, связанным с реализацией стандарта. Администрацией школы разработана, обсуждена на родительских собраниях и утверждена форма договора о предоставлении общего образования. Все родители готовы подписать договор, где обозначены права и обязанности школы и родителей на время обучения ребенка в МОУ «Школа №10».

Посещая школу, беседуя со своими детьми, родители отмечают, что каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире. Дети оживлённо общаются с педагогами  и друг с другом – в классах сложились доброжелательные взаимоотношения, что является одним из условий формирования здоровьесберегающей образовательной среды.