Особенности ФГОС начального общего образования Печать
Добавил(а) Administrator   
14.02.11 14:43

Особенности ФГОС начального общего образования

Любое образовательное учреждение хотело бы иметь просвещенных родителей, разбирающихся в современной образовательной ситуации. Новая образовательная ситуация для всех нас сегодня – это введение федеральных государственных образовательных стандартов.

Федеральный государственный образовательный стандарт (стандарт второго поколения) для начальной школы -  это название отличает его от стандарта 2004 года,  был зарегистрирован Министерством юстиции РФ 22 декабря 2009 года и должен  вступить в силу 1 сентября 2011 года по всей стране.

В этом учебном году   Свердловская область также приступила к введению ФГОС на своей территории. Были определены  пилотные школы по апробации этого стандарта в области.  Отбор ОУ проходил в соответствии с критериями, которые были определены Министерством образования РФ. В городе Ирбите пилотной площадкой по ведению и реализации ФГОС начального общего образования с 2010 года  является школа № 10.
Сразу поспешу успокоить родителей - дети, которые учатся в начальной школе сегодня и которые пойдут в первый класс в новом учебном году, не почувствуют никаких революционных перемен. В основе стандарта лежит все лучшее, что появилось в системе образования за прошлые годы. Это продолжение многих достойных, проверенных теорий и идей в новых социально-экономических условиях.   Следует подчеркнуть, что все, что заложено в новом стандарте, адресовано не столько ребёнку, сколько органам власти всех уровней, руководителям системы образования, директорам школ, учителям.
Если прежний стандарт прописывал содержание образования: т.е., тот минимум, которым должны были овладевать ученики, то новый стандарт фиксирует  не объем запоминаемой информации,  а базовые требования к условиям, в которых будет проходить процесс обучения,  к  структуре образовательных программ, по которым будет проходить обучение, к  количеству часов, выделяемых на изучение того или иного предмета,  во избежание перегрузки школьников,  а также требования к результату обучения. Это первое важное отличие нового стандарта.

Необходимо отметить еще одну важную особенность  нового стандарта от предыдущего - отныне стандарт рассматривается как общественный договор  между семьей, обществом и государством, т.е. фиксируется распределение взаимных обязательств между ними. И если профессиональное сообщество озабочено набором знаний и умений по отдельным предметам, то семья ждет от образования возможностей личностного и карьерного успеха. Общество ставит вопрос о социальной мобильности и формировании модели адекватного социального поведения молодежи, а государство заинтересовано в воспитании ответственных и законопослушных граждан и в обеспечении безопасности. Все эти интересы  согласованы в рамках нового стандарта образования.

Хочется верить, что ответственность за качество образования не будет теперь лежать на одном учителе, а поровну распределится между семьёй, муниципалитетом, государством (за ресурсное обеспечение) и учителем. Отныне в каждой школе будет разработан и заключен общественный договор между родителями и школой, в котором должны быть определены права и обязанности двух сторон на весь период обучения ребенка в школе.

Новый ФГОС заявляет о новых целях общего образования. Одна из основных –воспитание гражданина, патриота. Причем не на словах, а в действии, в ходе реализации общественно-полезных трудовых дел, социальных практик, исследовательских проектов. Разумеется, что  в этом вопросе педагоги должны сотрудничать с семьей.

Системообразующей составляющей стандарта являются «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» – это своеобразный социальный и государственный заказ системе образования, в соответствии с которым она должна строить свою деятельность. «Требования…» содержат наиболее общую характеристику наиболее существенных результатов, достижения которых ждут от системы образования ученики и их семьи, общество и государство.

Одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ  являются  планируемые результаты начального общего образования. Они ориентируют учителя как в объеме учебного материала и ожидаемых достижениях выпускников начальной школы, так и в способах и особенностях организации образовательного процесса.

В стандарте описываются также требования – к информационному пространству (что является новым), к материально-техническому обеспечению, к учебному оборудованию, к кадровым, финансовым условиям образовательного учреждения.  Особенно важны требования к кадрам.  Конечно же, в школах работают и будут работать мастера своего дела, использующие инновационные методики. Поэтому для одних учителей нужны методические пособия, позволяющие работать на достижение результатов, а для других – ресурсы, позволяющие самостоятельно моделировать образовательный процесс. В школе № 10 все педагоги, работающие в первых классах по новым ФГОС прошли повышение квалификации  на базе Института развития образования Свердловской области, в ближайшее время обучение пройдет еще одна большая группа педагогов.

В качестве методологической основы разработки стандартов заложен деятельностный подход.  В связи с этим  в нашем лексиконе появляется новое понятие – универсальные учебные действия, т.е действия, которые обеспечивают умение учиться, а именно это умение считается ключевой задачей системы образования.

Значимая роль во всестороннем развитии детей отводится  внеурочной  деятельности. Она будет регламентироваться по более понятным правилам. Мы и раньше говорили о важности внеклассной работы. Но ни в одном нормативном документе это не фиксировалось. Теперь нужно понимать, что результаты, которые должны продемонстрировать ученики на выходе из школы,  зависят, в том числе и от внеклассной работы. Внеурочная  деятельность становится теперь неотъемлемой частью учебного плана и на ее организацию  предусмотрено по 10 часов в неделю на каждого ученика. Эти часы  школы  наполняют  конкретным содержанием. Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.

Прочитав стандарт, родитель поймет, каким будет их ребенок по окончании начальной школы, чему его научат. И речь опять же идет не о том, какие литературные произведения он прочитает и какие математические формулы запомнит. Для родителей гораздо более понятно, какими качествами, какими умениями он должен обладать, а стандарт именно это и определяет. Может показаться, что ввести новый стандарт – это как начать с чистого листа абсолютно новую жизнь. На самом деле это процесс продолжения всего лучшего, что накоплено системой образования за прошлые годы.

 

Последние обновления за 11.04.11 18:11