Отправь SMS

       Utel  MTS  Beeline  Megafon

Опросы

Зачем нужно учиться...
 

История из жизни

У четырехлетних детей спрашивают: "Если бы у вас было много денег, что бы вы купили автомобиль или мотоцикл?" Маша отвечает - "Я не знаю, что такое мотоцикл. Я бы купила автомобиль, такой, как у папы"

Случайное изображение

200819.jpg

Своими руками

Увлечение переделкой и украшением обычных вещей и аксессуаров стало просто повальным? Тогда доставайте свои старые кеды и начинайте творить! Такая обувь очень удобна, а после вашей переделки она станет еще и красивой. Сделайте ее более яркой и цветной, украсьте значками. Такие кеды отлично подойдут к коротким шортам и яркой майке. При желании можно украсить кеды стразами или бусинами или приклеить несколько заплаток или любимый логотип.

Авторизация



Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
 2 гостей на сайте

Clock time

Рекомендации психолога
Методические рекомендации для учителей по стратегиям работы с детьми
группы риска

Своеобразие учебной деятельности каждого ребенка связано с целым его индивидуальных особенностей: 

  • спецификой мышления;
  • памяти;
  • внимания;
  • темпом деятельности;
  • личностными особенностями;
  • учебной мотивацией;
Представленная ниже классификация детей группы риска не претендует на научную полноту, она имеет исключительно прикладной характер. Выделены те группы детей, которые с наибольшей вероятностью могут испытывать затруднения при сдаче ЕГЭ. Предлагаются некоторые возможные пути оказания поддержки этим детям.

 

Тревожные и неуверенные дети

Краткая психологическая хар-ка:

Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктант и др). Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может и не вести к существенному улучшению качества работы.

При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого. Обычно задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, правильно ли они поняли. Тревожные дети при выполнении индивидуального задания обычно просят учителя посмотреть, правильно ли они сделали. Они часто грызут ручку, теребят пальцы или волосы.

Основные трудности.

Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе свое оценочна. Наиболее трудной стороной ЕГЭ для тревожного ученика является отсутствие контакта с взрослыми.

Стратегии поддержки

 

  1. Особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Задача взрослого - поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: «Я уверена, что ты справишься».
  2. Очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки на самом экзамене. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и др. Тем самым взрослый как бы говорит ученику: «Я здесь, я с тобой, ты не один».
  3. Если ученик, обращаясь за помощью: «Посмотрите, я правильно сделаю?» - лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Я уверена, что ты все делаешь правильно и у тебя все получится».

Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации

Краткая психологическая хар-ка:

Обычно эти дети характеризуют как «невнимательных», «рассеянных». У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий.

У таких детей часто неустойчивая работоспособность, им присущи частые колебания темпа деятельности. ЕГЭ требует очень высокой организованности деятельности. Непроизвольные дети при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать отведенное время.

Стратегии поддержки

 

  1. На этапе подготовки важно научить ученика использовать для саморегуляции деятельности различные внешние опоры (песочные часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания, составление списка необходимых дел и их вычеркивать по мере выполнения, линейка, указывающая на нужную строку, и прочие).
  2. Необходимо привлекать родителей для помощи детям в домашних условиях организовывать деятельность и структурировать время.

 

Перфекционисты и «отличники»

Краткая психологическая хар-ка:

Отличаются высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. Если они выполняют задание, то стремятся сделать его лучше всех или быстрее остальных использовать дополнительный материал. Перфекционисты очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Все что они делают, должно быть замечено и соответствующим образом (естественно, высоко) оценено.

Для них характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Для того, что бы чувствовать себя хорошим, им нужно не просто успевать, а быть лучшим. На экзамене возможный камень преткновения для них – необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться.

Стратегии поддержки

 

  1. Помочь скорректировать их ожидания и осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Им необходимо понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания.
  2. Во время экзамена перфекционисту нужно помочь распределить время. В ходе экзамена можно время от времени интересоваться: «Сколько тебе еще осталось?» - и помогать ему, скорректировать собственные ожидания: «Тебе не нужно делать столько. Того, что ты уже выполнил, будет достаточно. Переходи к следующему заданию».

Астеничные дети

Краткая психологическая хар-ка:

Основная хар-ка астеничных детей высокая утомляемость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок. Во время уроков они не редко ложатся на парту, подпирают голову рукой или начинают раскачиваться, тем самым, пытаясь себя тонизировать. Как правило, утомляемость связана с особенностями высшей нервной деятельности и имеет не столько психологическую, сколько неврологическую природу, поэтому возможности ее коррекции крайне ограничены.

Стратегии поддержки:

 

  1. При работе с астеничными детьми очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ученик не сможет соответствовать: «Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал». Он не притворяется, просто таковы его индивидуальные особенности.
  2. Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки; чтобы ученик не переутомлялся, ему необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать.
  3. Во время экзамена астеничными детям требуется перерыв, поэтому их не стоит торопить, если они вдруг прерывают деятельность и на какое-то время останавливаются. Им по возможности лучше организовать короткий перерыв (отпустить в туалет…).
  4. Можно научить детей несколькими простыми физическими упражнениями для плечевого пояса, шеи, головы, которые он может незаметно для окружающих использовать непосредственно на экзамене для поддержания своей работоспособности.

Гипертимные дети

Краткая психологическая хар-ка:

Обычно быстрые, энергичные, активные. У них высокий темп деятельности, они могут сделать множество дел за короткое время, они импульсивны и порой несдержанны. Быстро выполняя задания, они зачастую делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок. Гипертимные дети испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости. Особенностью этой категории детей часто является также невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация. Они не расстраиваются из-за плохих оценок.

Стратегии поддержки:

 

  1. Основной принцип, которым нужно руководствоваться гипертимным детям «Сделал - проверь». Учителю важно научить проверять свою работу.
  2. Очень важно не пытаться изменить темп деятельности, особенно с помощью инструкций типа «Не торопись». Ребенок все равно будет работать в том темпе, в котором ему комфортно.
  3. Необходимо создать у таких детей ощущение важности ситуации экзамена. Это именно тот случай, когда нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты ЕГЭ.
  4. Во время экзамена гипертимным детям нужно мягко и ненавязчиво напоминать о необходимости самоконтроля: «Ты проверяешь то, что ты делаешь?». Кроме того, их лучше посадить в классе так, чтобы возможность с кем-то общаться была минимальна.

Застревающие дети

Краткая психологическая хар-ка:

Низкая подвижность, низкая лабильность психических функций. Они с трудом переключаются с одного задания на другое. Они долго настраиваются и вникают при выполнении каждого задания. Если таких детей начинают торопить, темп их деятельности снижается еще больше. Они основательны и зачастую медлительны. Они практически никогда не укладываются в отведенное время.

Стратегии поддержки:

 

  1. Навык переключения внимания тренировать довольно сложно, но вполне реально научить ученика пользоваться часами, для того чтобы определять время, необходимое для каждого задания.
  2. Это может происходить в следующей форме: «Тебе нужно решить 5 задач за час. Значит, на каждую задачу ты можешь потратить не более 12 минут». Такие упражнения помогут ученику развивать умение переключаться.
  3. Ни в коем случае нельзя их торопить, от этого темп деятельности только снижается.
 
Авторские права © 2024 Школ@ 10 Ирбит. Все права защищены.
Joomla! - свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.
Русская локализация © 2006-2009 Joom.ru - Русский Дом Joomla!. Все права защищены.